Самый главный человек в "Орленке" - это ребенок с его индивидуальным миром романтики, ощущений и фантазии, конфликтностью к окружающему миру и миру взрослых. Его потребности и интересы - основа всех педагогических программ, которые реализуются педагогами-орлятами.
Их многообразие - от спортивно-досуговых до образовательно-развивающих - построено на педагогической философии "Орленка":
-Ребенок - личность, он имеет все права, провозглашенные Конвенцией ООН о Правах ребенка;
- на укрепление своего здоровья и соответствующее медицинское обслуживание;
- на обеспечение стандартного уровня жизни и питания;
- на обеспечение жизнедеятельности в соответствии со своим возрастом, полом, интересами и уровнем развития;
Ребенок - личность, развивающаяся, он имеет право на:
- разнообразные образовательные программы;
- отдых и досуг;
- участие в культурной жизни детского лагеря;
Ребенок - личность растущая, формирующаяся, поэтому он требует:
- воспитания чувства собственного достоинства;
- внимания со стороны взрослых;
- предотвращения эксплуатации и оскорблений со стороны сверстников, взрослых, общества.
Особое внимание мы уделяем работе с детьми, получившим психологическую травму в различных социальных конфликтах, детьми из малообеспеченных семей.
Ребенок - будущий гражданин общества, поэтому мы обязаны обеспечить ему:
- свободу слова, совести, религии;
- свободу доступа к информации;
- свободу выражать свое мнение;
- свободу создания и участия в деятельности различных детских объединений.